понедельник, 29 марта 2021 г.

Читательская грамотность как основа успешности обучающегося в условиях обновления содержания образования

 

Бодрая Олеся Алексеевна

учитель русского языка и литературы,

 

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом

Задачи:

- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

- прокомментировать эффективность применения данных приемов;

- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе.

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего сегодняшнего выступления очень актуальна в условиях обновления содержания образования. Читательская грамотность необходима для работы с текстами. Человек занимается чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Прежде чем мы с вами начнём, я предлагаю вам ответить на несколько вопросов:

1. Верите ли вы, что можно научить детей учиться?

2. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?

3. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?

4. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?

5. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?

6. Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

7. Верите ли вы, что формирование читательской грамотности не играет роли в образовании детей?

 

Почему же уделяется огромное внимание читательской грамотности? Читательская грамотность занимает особое место среди разновидностей функциональной грамотности. Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности – математической, естественно-научной, компьютерной, юридической, экономической.

Президент нашей страны Касым-Жомарт Токаев в ходе четвертого заседания Национального совета общественного доверия отметил, что казахстанские школьники имеют низкий уровень читательской грамотности. А падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности. Поэтому, по его словам, необходимо прививать детям культуру чтения со школьной скамьи, и основным приоритетным направлением в образовательном процессе должно быть развитие читательской грамотности.

Само понятие «читательская грамотность» появилось 30 лет назад. Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.

Чтение – это многофункциональный процесс, направленный на развитие речи человека, развитие души (учит состраданию, чуткости, милосердию), это толчок к творчеству (создать что-то своё), развивает умение пользоваться информацией (отбирать, находить нужный источник). Для того чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у учащихся должны быть сформированы 3 группы читательских умений.

Группа 1

Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

 

Группа 2

Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

 

Группа 3

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.

В методических целях можно и нужно использовать тексты различного формата: сплошные, несплошные и смешанного характера. Подобные тексты встречаются не только на уроках русского языка и литературы. Учащиеся должны уметь определять вид текста, вычитывать явную информацию и подтекст.

Давайте обратимся к системе целей из учебной программы по предмету «Русский язык» для 5-9 классов. Нас интересует раздел «Чтение», в котором есть 8 подразделов. Самым первым подразделом является «Понимание информации», то есть основа любой деятельности на уроке русского языка – это работа с информацией, понимание этой информации. Обратите внимание, в каждом классе по спиральному принципу обучения этот навык функциональной грамотности расширяется.

Что от нас требуют международные исследования по функциональной грамотности? – «Ребенок должен понимать информацию, с которой он работает. Он должен не просто понимать информацию, а уметь выделять структурные части текста. Кроме этого, учащийся должен уметь извлекать информацию из различных источников, а также формулировать вопросы. Но это не просто «тонкие» вопросы, это вопросы, которые идут на оценку текста.

Для того чтобы учащиеся уяснили содержание текста, необходимо правильно формулировать вопросы. Недаром великий французский писатель Оноре де Бальзак говорил: «Ключом ко всей науке является вопросительный знак». Задавая вопросы к тексту, ученики анализируют предложенный материал, выделяют главное, устанавливают связи, находят непонятную для них информацию.

Я предлагаю вам побыть на месте учеников и отгадать загадку под названием «Класс отличников». Для того чтобы отгадать загадку, вам необходимо задавать вопросы, на которые можно дать только 2 ответа: «да» или «нет».

Инспектор, проверявший некую школу, заметил, что, когда бы учитель ни задал классу вопрос, в ответ тянули руки все ученики. Более того, хотя учитель каждый раз выбирал разных учеников, ответ всегда бывал правильным.

Как это получалось? (ответ: учитель сказал ученикам, чтобы они вызывались отвечать независимо от того, знают ответ или не знают. Но те, кто знает ответ, должны поднимать правую руку, а те, кто не знает, — левую. Учитель каждый раз выбирал другого ученика, но всегда того, кто поднимал правую руку).

Данный прием называется «Данетка». Его можно использовать на уроках как устных, так и письменных предметов.

Существует множество приемов по формированию смыслового чтения. Применяются они для разных форматов текста: сплошных, несплошных и смешанных. Я думаю, каждый из вас применяет данные приемы на своих уроках.

      Мозговой штурм

      Концептуальная таблица

    Синквейн

   Чтение и суммирование в парах

      Создание общественного текста

      Прогнозирование содержания

      Ромашка вопросов Блума

      «Толстые» и «тонкие» вопросы

      Двухчастный дневник

      Кубик

      Ментальная карта

• Прогнозирование содержания

• Знаю. Хочу узнать. Узнал

• Инсерт

• Горячий стул

• Чтение с остановками

• Бортовой журнал

• Кластер

• Шесть шляп

• Перекрестная дискуссия

Здесь указаны приемы, способствующие развитию навыка формулирования вопросов (ромашка Блума, кубик Блума, «толстые» и «тонкие» вопросы, горячий стул). Также есть стратегии предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности (мозговой штурм, чтение и суммирование в парах, чтение с остановками, двухчастный дневник, прогнозирование содержания, инсерт, синквейн, кубик Блума).

Работа с текстами ведется не только на уроках русского языка и литературы. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чем нас спрашивают. Любая другая задача по школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил. Предлагаю вам несколько заданий на развитие навыка читательской грамотности на различных уроках.

Физика

 

Из предложенных описаний явлений выберите те, которые характеризуют явления электризации. Укажите их номера.
1. Синтетическая одежда прилипает к телу.
2. Волосы прилипают к расчёске.
3.Над кипящей водой образуется пар
4.Снимая шерстяной свитер в темноте, мы слышим треск и видим искры.
5.На ветках деревьев образуется иней.
6.Поглаживая кошку, мы чувствуем лёгкое пощипывание. (ответ: 1,2,4,6)

Русский язык

Слово понедельник в современном языке утратило связи с этимологическим корнем дел-(ать). Древнерусское слово неделя первоначально обозначало «воскресенье», то есть день, когда ничего не делали, затем слово неделя постепенно утратило значение «воскресенье» и стало означать «отрезок времени продолжительностью 7 дней». Соответственно понедельник первоначально объяснялся как «день, идущий после (по-) недели, то есть воскресенья». В результате таких переосмыслений в современном языке у слова понедельник мотивировка (признак, по которому слово получило название) отсутствует, объяснить его через однокоренное слово невозможно.

1. Что нового вы узнали о названиях дней недели?

А. Понедельник – один из дней недели.

Б. Древнерусское слово неделя первоначально означало «воскресенье»

В. В понедельник положено начинать все новые дела (ответ: Б)

2. Как вы понимаете смысл выражения «Понедельник – день тяжелый»? Аргументируйте свой ответ.

География

Описание: hello_html_16ec79bc.png

 

1. В каком направлении течет река Соть? (северо-восточное)

2. На каком берегу реки Соть находится церковь? (на правом берегу)

3. В каком направлении от церкви расположен родник? (в северном направлении)

 

Математика, 4 класс

1. Петя прочитал на ценнике стоимость новой модели ноутбука

«Сто восемьдесят четыре тысячи двести три тенге». Какое число было написано на ценнике?

А) 184 23

В) 184 203

С) 184 230 (ответ: В)

2. На экране банкомата значится имеющаяся на счету сумма денег 6513 тенге. Какое самое большое круглое число надо ввести в строку банкомата, чтобы снять всю указанную сумму, учитывая то, что стоимость операции составляет 30 тенге?

А) 6500

В) 6400

С) 6300 (ответ: В)

 

 

Надеюсь, информация была нужной и полезной для вас. Желаю всем творческих успехов!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

В единстве народа прочная основа процветания страны!

  Отзыв директора КГУ «Общеобразовательная школа №12 отдела образования Житикаринского района» Управления образования акимата Костанайской о...