понедельник, 29 марта 2021 г.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УРОКА В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Хоменко Е.Н.

учитель истории

 

Современное казахстанское общество претерпевает быстрые и значимые  изменения в экономической, политической,  социальной и  культурной  сферах. Это связано с процессами глобализации, информатизации, изменениями на рынке труда, инновационной политикой  правительства и др. Важным фактором изменений являются вызовы и угрозы 21 века, которые заставляют общество своевременно и  адекватно на них реагировать.  Все это не может не отражаться на развитии образования.  В этих условиях модернизации  перед казахстанскими педагогами выдвигаются новые профессиональные задачи. К этим задачам относятся: развитие  у школьников правовой грамотности и культуры, навыков  критического мышления, формирование информационной и коммуникативной  компетенций и др. 

Результатом современного, обновленного образования должен стать человек, который умеет  быстро адаптироваться к новым условиям, умеет находить  оптимальные решения сложных вопросов, проявляет гибкость и творческий подход, не теряется в ситуации неопределенности, умеет налаживать эффективные социальные связи  и при этом демонстрирует  высокие моральные  качества.

Характерной особенностью современного состояния воспитания в организациях образования Казахстана является направленность на обновление его содержания с позиции социально востребованных ценностей, традиций, поведенческого опыта.

В формировании  духовно-нравственной  личности школьников  важную роль  играют семья, среда и школа, в которой они проводят большую часть времени. Поэтому большое значение имеет воспитательный аспект урока. Уроки истории обладают в этом плане  большими педагогическими возможностями.

В первую очередь этому способствует  содержательный компонент  уроков истории. Изучение процесса развития общества осуществляется через изучение экономических явлений, культурных достижений, локальных и мировых  войн, национально-освободительных движений, политики  правителей древних и современных государств и др. Это дает возможность создать на уроке условия для формирования у школьников патриотизма, гуманизма, ответственности за будущее своей страны.

Так, формированию патриотизма способствуют уроки, в ходе которых ученики знакомятся со справедливой освободительной  борьбой казахского народа против джунгарских завоевателей. Ребята не только знакомятся с историческими событиями той эпохи, но и осмысляют вклад знаменитых ханов,  батыров, биев в защите своей Родины. Такая учебная ситуация вызывает у ребят чувство  гордости  историческим прошлым своей страны, учит ценить мужество, отвагу, ораторское мастерство, готовность быть лидером в сложный для народа период.

Важное значение имеет воспитание у учеников негативного отношения к войне, революции и другим социальным конфликтам, как способу решения международных или внутренних вопросов и проблем страны. Так, при изучении войн, революций и восстаний в период новой и новейшей истории в странах Европы, Азии и Африки ученики пытаются  определить те чувства, которые испытывает человек,  оказавшийся в гуще таких событий. Как правило,  ребята называют страх, горе, болезни,  голод,  переживания,  лишения, страдания и др.  Они так же отмечают, что не хотели бы пережить такое. В таких аналогия с современными событиями (войнами, социальными  конфликтами) и подводит учеников  к выводу о том, что мир, будущее во многом будет  зависеть от современных школьников, как они научатся мирно разрешать проблемы и конфликты как внутри страны, так и с другими народами, насколько они будут готовы к сотрудничеству. Такие уроки дают возможность воспитывать ценностное отношение к человеческой жизни, гуманизм, сострадание, милосердие.

Большое значение для воспитания школьников имеет изучение исторических деятелей различных эпох и времен с древности до современности.  Изучение жизни, деятельности, мыслей, творческого наследия исторических личностей, которые оставили значительный след в истории своей страны, своего народа, является основой для воспитания ценностных ориентиров современных школьников. Например, при изучении Казахстана в период правления хана Абылая ученики  сами определяют актуальные для нашего времени его личностные качества:  любовь к родине, дальновидность, дипломатичность, уважительное отношение к традициям и обычаям своего народа, организаторские способности.  Знакомство  с представителями казахской интеллигенции начала ХХ века, для учеников является примером  той большой ответственности, которую взяли на себя представители движения «Алаш», добиваясь для казахского  народа автономии.  Большим воспитательным потенциалом обладают уроки, на которых ученики знакомятся с героями- участниками Великой Отечественной войны. Примеры мужества и героизма, проявленные казахстанцами на полях сражений, готовность к самопожертвованию ради общей победы, трудовой подвиг  тружеников тыла  и помощь, оказанная всему  советскому народу в тяжелые годы войны, всё это не просто достойно уважительного отношения.  Именно на таких примерах должно формироваться понятие о личной ответственности человека за судьбу своего народа и за будущее своей страны. 

Изучение жизни и деятельности исторических  деятелей разных эпох, поступки и дела которых оцениваются по-разному, учат школьников  извлекать уроки из прошлого, определять положительные и отрицательные последствия их деятельности.  На таких уроках  ученики учатся думать и прогнозировать последствия своих поступков и действий. Дискуссионные уроки, позволяют ученикам  не только осмыслить и оценить роль личности в истории, высказать свое суждение и отношение к  ним. Тем самым создается ситуация для воспитания активной жизненной  позиции учеников,  инициативности, готовности к принятию самостоятельных решений.

В наше время, эпоху всеобщего потребления, актуальным является воспитание уважительного отношения к труду, формирование ценностного отношения к труду как важной составляющей жизни человека. В среднем звене ученики, на примере изучения жизни и деятельности земледельцев, скотоводов, ремесленников получают представление о важности этих социальных групп для развития и процветания государства, что только труд человека превращал пустынные или малопригодные для жизни территории  в цветущие земли.

В старших классах воспитанию ценностного отношения к труду способствует ряд тем по истории Казахстана: «Индустриализация», «Труженики тыла  - фронту», «Освоение целины» и др. Ученики не только знакомятся с примерами самоотверженного труда, значением важнейших достижений, но и делают вывод, что только трудовые усилия всего народа способны изменить страну, поднять её на новый технический,  хозяйственный уровень. Многие ученики отмечают, что тогда люди и условия были другие, сегодня так, с большим энтузиазмом, уже никто не работает. Но всегда находятся ребята, которые уверены в том, что, если возникнет такая необходимость, люди будут готовы  и к такому тяжелому труду.  Это особенно ценно, когда в обществе у определенных социальных групп все больше распространяются иждивенческие настроения, надежда на социальную поддержку государства, пусть и незначительную.

Особые  воспитательные возможности дают способы  организации деятельности учащихся на уроке. Каждый урок является средой, где происходит воспитание культуры общения. Ученики учатся слушать и слышать не только учителя, но и друг друга, умение наладить диалог, и посредством него,  не только общаться, но и обучаться. В ходе групповой,  парной форм работы ученики учатся совместно работать над проектом или решением общей проблемы, происходит взаимообучение. И такие уроки бывают эффективнее, чем традиционные. Даже слабые ученики раскрываются с новой стороны, успешно справляются с учебной задачей.

        Важным элементом работы в группе является готовность к сотрудничеству, терпимость,  умение преодолеть разногласия и  личную неприязнь. Эти качества, воспитанные в школе, подвигнут учеников в дальнейшем к толерантному восприятию мира и человека, признания инакомыслия,  осознание границ своей свободы и прав другого человека, готовность договариваться. Создание условий для воспитания лидерских качеств учеников осуществляется через  их вовлеченность в самоорганизацию на уроке,  инициативность, умение направлять деятельность своих одноклассников.

Урок  истории обладает важным потенциалом влиять на становление очень многих качеств личности учеников. Воспитательный  аспект урока должен предусматривать  и использование содержания учебного материала,  и оптимальный выбор технологий обучения,  и  продуманность форм организации познавательной деятельности. Всё это во взаимодействии способствует  формированию и развитию патриотических, нравственных, трудовых, эстетических  и других качеств личности школьника, что в свою очередь направлено на решение  тех задач, которые перед нами выдвигает современная образовательная стратегия государства.

 

Литература:

1.Концептуальные основы воспитания  условиях реализации программы «Рухани жаңғыру», 2019 г. https://nao.kz/

2. Жилбаев Ж. и др.  О некоторых аспектах воспитания детей в Казахстане. Вестник КарГУ, 2016 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

В единстве народа прочная основа процветания страны!

  Отзыв директора КГУ «Общеобразовательная школа №12 отдела образования Житикаринского района» Управления образования акимата Костанайской о...