среда, 3 февраля 2021 г.

Развитие читательской грамотности у учащихся на уроках английского языка

 Кужахметова К.С.,

учитель английского языка

КГУ «Средняя школа №12» ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»

 

 

«Развитие читательской грамотности у учащихся на

уроках английского языка»

Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию обучающихся. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. С помощью чтения у учеников пополняется активный и пассивный словарный запас, а так же формируются грамматические навыки. Чтение - один из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности, которая помогает извлекать нужную нам информацию из письменного текста. Чтение является одним из главных компонентов в изучении иностранного языка.

Читательская грамотность PISA.Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Выделяются три уровня читательской грамотности PISA: уровни читательской грамотности:

 1 –й уровень - умение ориентироваться в содержании текста, понимать его основное содержание и извлекать эксплицитно представленную информацию.

 2 –й уровень - умение найти и извлечь информацию, представленную в тексте имплицитно (умение интегрировать и интерпретировать прочитанное).

 3 –й уровень - умение осмыслить и оценить прочитанный текст (умение соотнести сообщение текста с собственными знаниями и опытом).

Читательская грамотность (1 уровень). Учебник: широкий спектр заданий, который можно условно разделить по трем этапам работы с текстами: • до начала чтения текста (цель: создание мотивации чтения) • непосредственно во время чтения (установка на понимание основного содержания прочитанного и извлечение эксплицитной информации из текста) • после чтения (контроль понимания прочитанного, использование полученной информации для развития умений письменной и устной речи)

Второй уровень ЧГ: умение интегрировать и интерпретировать информацию, имплицитно представленную в тексте • является сложным умением, направленным на целостное понимание текста, его внутреннего смысла • формируется преимущественно в основной и старшей школе • предусматривает формирования различных умений (определять основную идею текста, находить нужную/запрашиваемую информацию, представленную имплицитно, определять временную и причинно-следственную взаимосвязь событий и явлений, восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов и т.д.)

Задания для проверки коммуникативных умений в чтении задания, позволяющие оценить полноту и точность понимания прочитанного текста • с вопросами, предусматривающие краткие или развернутые ответы (questions and answers) • с выбором ответа (multiple choice) • на нахождение соответствий (matching) • на альтернативный выбор (true/false; not stated) • на восстановление текста (gapped text)

Третий уровень ЧГ: умение осмыслить и оценить прочитанный текст • является самым сложным умением, но особенно важным • формируется преимущественно в основной и старшей школе • предполагает соотнесение информационного сообщения текста с собственными знаниями, опытом и чувствами • предусматривает формирования различных умений (отделять фактическую информацию от субъективных рассуждений автора, комментировать информацию/факты, выражать и аргументировать своё отношение к прочитанному и т.д.)

Читательская грамотность предусматривает: совокупность умений и навыков, отражающих способность обучающегося осуществлять смысловое чтение – воспринимать письменный текст, анализировать, оценивать, обобщать представленные в нем сведения; способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях; потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития.

Наиболее распространенными видами чтения признаются следующие:

• Ознакомительное чтение (еxtensive reading)

• Изучающее чтение (intensive reading)

• Просмотровое чтение (skimming)

• Поисковое чтение (scanning)

Суть процесса обучения чтению на иностранном языке состоит в том, чтобы научить будущего читателя:  правильно определить для себя цель, с которой требуется прочитать текст на иностранном языке; выбрать вид чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/ просмотровое) и адекватные приемы, которые помогут понять читаемый текст;  распорядиться извлеченной из текста информацией в соответствии с целью, которая была поставлена перед чтением.

Ознакомительное чтение - создание мотивации для чтения с помощью утверждений. Вопросы на понимание общего содержания текста.  Использование текста как материала: для развития метапредметных умений сравнения и противопоставления; для догадки о значении слова по контексту:  1. Read the texts. Do your think the following sentences are true or false? Match the texts with the titles. You don’t need to use one of the titles:  A Bank of Information 2. Be careful in the Virtual World 3. The Internet Connects People 4. The Multifunctional Internet 5. The Slaves of the Internet

Изучающее чтение (восполнение текста недостающими фразами требует полного понимания прочитанного). Complete the ideas using the information from the texts.

Поисковое чтение ( рассказ) Read the texts. Say in which texts you can find information about: • the way people got the news in the past; • the places where the first printed books appeared; • the way people got the news in the past: • the advantages of e-books.

Ознакомительное чтение + поисковое чтение. Read the text and entitle it. Answer the following questions: 1. What means of communication were used to send messages over long distances long ago? 2. What gave a new beginning to the history of long-distance communication? После чтения: Look through the text once again. Split the text into 3 independent parts. Give a gist of each part in one sentence.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

В единстве народа прочная основа процветания страны!

  Отзыв директора КГУ «Общеобразовательная школа №12 отдела образования Житикаринского района» Управления образования акимата Костанайской о...